Долгое время я смотрела декстера большей частью ради детективной составляющей, ради того, каким удивительным, неуловимым образом декстер меняется в зависимости от ситуации и среды – в обществе он ничем не примечательный служащий, на «охоте» - холодный и сосредоточенный убийца, способный одним движением свернуть человеку шею. Манера разговора, жесты, взгляд – все претерпевает метаморфозы, он словно отмирает, обнажая свою яростную нестерпимую жажду убийства. Именно это, а так же интересные характеры в окружении декстера, удерживали меня у экрана.
Пятый сезон – один из самых насыщенных, эмоциональных и трагично-красивых из всех. Мне впервые понравилась любовная линия, что она так тесно переплетенная с основным сюжетом. Дополняя и насыщая друг друга, они выливаются в прекрасную драматичную историю, которая пробирает до самого сердца.
Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
читать дальшеЯ не считаю, что правильно осуждать декстера за отношения с люмен. Это все равно, что порицать тонущего человека за стремление к спасению. Смерть риты его уничтожила, но я не понимаю, почему он обязан всю оставшуюся жизнь быть разрушенным храмом во имя жены? Личное счастье с люмен никак не помешала бы ему хранить любовь к рите – слишком уж часто он обращается к прошлому, ищет у призраков одобрения или подтверждения того, что те ошибались на его счет, потому что они единственные, кто будет с ним несмотря ни на что.
Декстер воспринимает их – риту и люмен - в разных ипостясях. Жена всегда останется матерью его сына, той, которая пробудила его чувственное «человеческое» начало, дала новые ориентиры, смысл и роли. Он никогда ее не забудет.
Если вспомнить, каков декстер в первом сезоне? Интравертный, равнодушный, плохо улавливающий невербальные сигналы и не способный вникнуть в механизм социального взаимодействия. Его эмоциональный спектр монохромен, личность – двойственна. Он вынужден прятать свою «инопланетность», маскируясь под окружающих, однако эмпатия ему не доступна. Он способен только подражать, не имея способности вникнуть в суть той роли, что играет.
Во многом именно рита неосознанно помогает ему на пути становления нормальным, полноценным человеком. Роль отца становится для декстера неожиданно желанной, сокращается дистанция между ним и окружением. Он уже давно не считает жену и детей просто маскировкой, а осознанно берет на себя ответственность за их благополучие.
Смерть риты сделала декстера чудовищно уязвимым и дезориентированным. Он не знает, куда двигаться дальше, чувство вины и потери не дает ему сил продолжить идти по дороге, которую для него вымостила рита. Тогда-то он наиболее остро ощущает свою неопытность в плане выражения чувств – окружающие ждут от него определенных реакций, которые он не может воспроизвести, но на этот раз не потому, что ничего не испытывает, а потому, что его мимика выразительна как у моллюска.
Причина, по которой между декстером и люмен так быстро возникло взаимное притяжение, легко объяснима. Мало что так эффективно сближает, как равноценный опыт, однако, в отличие от дебры, которая может проникнуть в чувства декстора лишь поверхностно, потому что не знает о его темной стороне, люмен не связанна с ним кровными или семейными узами, иными словами, находится в статусе случайного знакомого, который позволяет декстору быть предельно откровенным, не опасаясь нанести вред их отношениям. К тому же он предельно уязвим, морально опустошен и, с одной стороны, ищет целостности в том, что всегда приносило удовлетворение и покой – убийстве, с другой – еще острее и болезненнее воспринимает свой изъян, так как убежден, что именно «темный попутчик» навлек смерть на риту. Люмен помогает ему достигнуть оптимального баланса – он убивает, но не ради порочной потребности, а чтобы помочь ей освободится от мучительных воспоминаний. Они оба отчаянно нуждаются в друг друге, как жертвы катастрофы.
Мне нравятся отношения декстера и люмен именно тем, что они не похожи на предыдущий роман декстера. На самом деле, его всегда тяготила невозможность быть предельно откровенным с ритой. Да и рита всегда знала, что с ним что-то не так, но к такому уж психотипу мужчин она тяготилась, однако, думаю, дальше наркотиков ее фантазия не простиралась. А может и простиралась, но она сознательно желала оставаться в неведении. И, разумеется, узнай она всю правду о декстере, ни о каком продолжении отношений не могло быть и речи. Декстер и сам понимал, что это знание их всех бы уничтожило.
С люмен все кардинально иначе. Абсолютная честность – вот та основа, на которой строились их отношения. Отголосок этого присутствовал и в недолгой связи с лайлой и, учитывая то, что ради нее (а точнее ради ощущения, что есть кто-то, кого не пугает его тьма) он готов был навсегда порвать с ритой, для него это колоссально много значит.
Люмен – второй человек, которого декстер допустил в самую сакральную и неприкосновенную область своей жизни, и единственная, кто выжил и даже более – избавился от «темного попутчика». На какое-то непродолжительное время люмен и декстер стали максимально близки, в обоюдном влечение к смерти жили одной жизнью в едином ритме с единственной целью. Пик взаимного слияния – убийство и после – взгляд глаза в глаза, без слов говорящий о посвящении в тайну, глубочайшем доверии и любви.“In her eyes, I’m not a monster at all.”
Нет, между ними было нечто гораздо более сложное и поразительное, чем просто влюбленность. Их союз, взаимная нежность и забота, доставляют какое-то многоуровневое эстетическое удовольствие.
Так же мне нравятся акценты, на которых сыграл сценарист, а именно точки привязанности. Декстер наиболее отчетливо понял, что любит риту после рождения их общего ребенка, а люмен – после убийства ее мучителей. Есть в этом какая-то извращенная красота, мрачный фатум.
Не буду скрывать, последний эпизод меня расстроил. Я понимаю, почему они расстались, но сомневаюсь, был ли разрыв настолько неизбежен? Тайна декстера – тяжелое бремя, но разве не облегчило бы его понимание, что он способен помочь множеству таких же людей, как она? Но, видимо, «рождение в крови» изменило люмен лишь на то время, которое требовалось, чтобы перебороть случившуюся с ней трагедию, а дальше вспоминается затертое: «Если долго смотреть в Бездну, то Бездна начинает смотреть на тебя.» Думаю, она просто поняла, что должна двигаться дальше, а не вычеркнув из жизни все, что могло бы напомнить о мучениях, осуществить это невозможно.
То, что они пережили в месте, помогло им обоим встать на ноги. В любом случае это был прекрасный и вдохновляющий опыт, о котором стоит вспоминать с улыбкой. “Don’t be sorry your darkness is gone: I’ll carry it for you, always. I’ll keep it with mine.”